QR-код технология в речевом развитии детей на бурятском языке

21.09.2022

Анзанова Б.Д, воспитатель МАДОУ «Детский сад «Жаргал», с. Кижинга Кижингинского района

Как и у каждого явления, у современного бума технологий есть явные плюсы и минусы. Гаджеты действительно могут навредить и физическому, и психологическому здоровью ребенка, если ими злоупотреблять. Следует лишь уметь правильно и рационально их использовать.

В современном мире стремительно развивается общество, в котором во все сферы человеческой деятельности проникают компьютерные технологии, обеспечивая  доступность любой информации со всех источников ее получения. Хотя в свете последних событий это становится не столь явным, к сожалению, т.к. наблюдается искажение в подаче какой-либо информации. Тем не менее, образуется глобальное информационное пространство.

Внедрение компьютерных технологий в образовательный процесс как общеобразовательных, так и дошкольных организаций особенно актуально в условиях введения ФГОС и реализации Стратегии развития информационного общества.

Нужно отметить, что педагогам ДОО предоставлен довольно широкий спектр ИКТ для выбора с целью применения их в своей практике, т.к. именно воспитатели становятся для ребенка проводником в мир новых технологий.

Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний.

В дошкольном образовании информационно-коммуникационные технологии помогают реализовать принцип взаимосвязи познавательного и речевого развития детей; организовать активную речевую практику детей в разных видах деятельности с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, воспитывают культуру общения и речи, а также развивают самостоятельность и инициативу дошкольников.

Любую образовательную деятельность как в группе, так и на прогулке можно дополнить одной из эффективных технологий, а именно QR-код технологией. QR –код (сокращенная аббревиатура в переводе с англ. «Quick Response» означает «быстрый отклик») – это матричный код, разработанный японской компанией «Denso-Wave» в 1994 году.

QR-код, вмещающий в себя зашифрованную информацию и представляющий собой квадрат со множеством таких же квадратиков более меньших размеров, позволяет пользователям, обладающих смартфонами или планшетами со встроенным сканером QR-кодов, за несколько секунд интерактивно получить данные на свои мобильные устройства. Следует отметить, что в любой поисковой системе Яндекс или Google можно увидеть «Умную камеру». Сто́ит лишь зафиксировать ее на изображении кода.  

Наш детский сад является одним из участников экспериментального проекта по развитию бурятской речи детей  в дошкольных образовательных организациях Республики Бурятия по теме: «Монолингвальная речевая развивающая среда в ДОО на бурятском языке», научным руководителем которого является Содномов С.Ц., доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии детства Бурятского республиканского института образовательной политики. Целью данного проекта является создание монолингвальной речевой развивающей среды на бурятском языке.

Дети учатся воспринимать и понимать бурятскую речь, говорить на языке бурятского народа в пределах доступной им тематики, усвоенных слов, грамматических форм, синтаксических конструкций и несложных образцов связной речи. В более старшем дошкольном возрасте у детей не только обогащается словарный запас, уточняется правильность значений слов, но и формируется умение составлять описательные рассказы и отвечать на заданные вопросы.

Для реализации целей и задач проекта большую роль играет QR-код технология в речевом развитии детей дошкольного возраста. В этом мне оказывает помощь бесплатный сервис - конструктор интерактивных заданий «Learning Apps».Хочу такой сайт

На этом бесплатном сервисе существует множество готовых упражнений по разной тематике. Пользуясь возможностью разрабатывать подобные или новые, собственные, я создаю какое-либо интерактивное упражнение на бурятском языке, после которого автоматически формируется его кьюар-код и ссылка. QR –код легко можно перенести на бумажный носитель. Дети могут отсканировать, самостоятельно открыть и выполнить задания в игровой форме.

В моей копилке есть такие интерактивные игры, как «Паарануудые оло» («Найди парочки»), «Тоонуудые зүб табигты» («Расставьте цифры по порядку»), «Хабарай шэнжэнүүд» («Признаки весны»), «Зэрлиг ба гэрэй амитад» («Дикие и домашние животные»), «Хорхой шумуул» («Насекомые»).

Использование данной технологии позволяет мне оптимизировать процесс обучения, сделать его более насыщенным. Упражнения с QR- кодом универсальны и их можно интегрировать с любой образовательной областью.

Дети испытывают большой интерес к таинственным кодам, они с удовольствием выполняют задания, тесты, получают ответы, подсказки, слушают что-либо и т.д. Сами того не замечая, что идет обучение, они знакомятся с новой темой, закрепляют пройденный материал. У них повышается восприятие и запоминание информации намного легче и быстрее в форме игры. Использовать QR-код можно и как сюрпризный момент. QR-код становится элементом дополнительной реальности во время образовательной деятельности, иными словами, он объединяет виртуальность и реальность.

Взаимодействие с родителями является важнейшим условием полноценного речевого развития воспитанников. И в этом также играет роль данная технология. Я распечатываю или отправляю QR-коды на мессенджеры Viber или Telegram, с помощью которых ребенок в домашней обстановке сканирует код и автоматически попадает на познавательные игры, игры на внимание и память, игры на логику и мышление. Дети вместе с родителями с увлечением выполняют игровые упражнения.

Задания к упражнениям даются на бурятском и русском языке. В случае затруднений при определении слова или составления предложения есть подсказки на картинках в правом верхнем углу. 

Предлагаю вашему вниманию QR-код одной из игр. Удачи!

                                                                               

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 21.09.2022

Дата обновления: 21.09.2022

Дата публикации: 21.09.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».